Какое масло выбрать для двигателя

Какое масло выбрать?

        В настоящий момент на рынке существует огромное множество моторных масел, от самых недорогих, до элитных. Каждый производитель нахваливает свой бренд как может. Одни говорят, что их масло, лучше любого другого моет двигатель, другие , что хорошо защищает двигатель, третьи твердят о том что они уникальны, тем, что недавно на рынке и масло еще не подделывают. 

       Если пойти за ответами на просторы интернета, то путаницы становится еще больше, одни убеждены что все масло одинаково, и покупая дорогое масло, покупатель всего лишь переплачивает за бренд, другие утверждают, что самое дорогое масло-самое хорошее. А если копнуть чуть поглубже и начать разбираться с вязкостью масла и допусками, то тут мнения расходятся кардинально и рядовой потребитель просто не знает кого слушать. 

     Для того чтобы внести ясность мы постараемся в данной статье по возможности простым языком, и в сжатом формате рассказать о разнообразных моторных маслах и все тонкостях их использования. Итак начнем.

 

Масло какого производителя выбрать?

      Ответ простой: из всех разнообразий производителей масел, только очень немногие поставляют масла на конвейер автозаводам. Соответственно, именно у этих производителей масел есть возможность тестирования своих продуктов на новейших двигателях, а так же доступ к техническим тонкостям тех или иных агрегатов. Именно им доверяют мировые заводы гиганты, создавать масла для новых двигателей, а уж они в свою очередь знают толк в качестве масел. И сколько бы не хвалили на форумах и в ютубе новейшие масла, которые намного лучше именитых брендов, и дешевле, якобы, эти новые масла , только потому, что бренд не сильно раскручен. Но стоит задать себе несколько простых вопросов, перед покупкой этих «NEW SUPER масел», назовем их так.

       1) Где и кем эти масла тестировались? То что на форуме написали : «Классное масло! Я в восторге»  вряд ли можно назвать обоснованным тестом, так как у человека который это писал, наверняка нет лаборатории для того чтобы оценить эту «классность», да и, как правило, вряд ли есть техническое образование. Масла же поставщиков на конвейер тестируются неоднократно в лабораториях высочайшего класса, а так же на новых двигателях заводов гигантов, и разрабатываются именно под эти требования.

       2) Почему при всей дешевизне и высочайшем качестве этого масла, его до сих пор не заливают на конвейере ни одного из производителей автомобилей? Ведь заводы заинтересованы удешевить свою продукцию, и наверняка бы заинтересовались таким брендом который совмещает качество и цену. Иногда на этот вопрос производители «NEW SUPER масел»  отвечают примерно следующее: у нас очень дорогое масло, потому что мы не гонимся за дешевизной, а делаем максимально хорошее масло, из-за этого, заводам гигантом мы не интересны, ведь наше масло очень дорого для них. Но и тут стоит задуматься. Ведь и автомобили бывают разные, и вряд ли на заводе Ferrari начнут экономить на масле.

       В конце этого раздела хотелось бы выделить те бренды которые идут на тот или иной завод первой заливкой. Сразу оговоримся , что данный список не включает все масла, идущие на конвейер, в нем приведены лишь те масла которые наиболее распространены на Российском рынке.

Вот они: Castrol, Shell, Mobil, ELF, Total, BP, Eneos, Motul.  

      Конечно список можно и продолжить, но эти 8 брендов лидируют на рынке первичной заливки, и являются наилучшим вариантом для вашего двигателя и коробки передач. 

 

Какая вязкость и какие допуски масла оптимальны для двигателя?

     Если с брендом масла мы разобрались, и тут все довольно просто, то с выбором определнного масла внутри линейки одного производителя все несколько сложнее. Придя в магазин и попросив масло одного из брендов, предположим Castrol. покупатель услышит вполне логичный вопрос: » А какой именно Castrol ?» . Дело в том что на данный момент существует огромное количество двигателей, отличающихся мощностью, типом топлива, зазорами, наличием турбины, наличием катализатора, наличием сажевого фильтра, условиями эксплуатации  и еще множеством параметров. Из этого можно сделать простой вывод, нет оптимального масла которое можно залить в любой двигатель без исключения. Для того чтобы систематизировать разнообразные требования двигателей, были созданы разнообразные классификации моторных маселел. Самые распространенные из них это API и SAE.

    Начнем SAE так как именно на эту спецификацию наиболее часто потребитель обращает внимание, и именно по ней наиболее часто встречаются разнообразные споры и ошибочные утверждения. 

    Что же такое SAE ? Это не что иное как классификация вязкостно-температурных свойств масел. Дело в том что двигателям приходится работать при самых разнообразных температурах начиная от температуры окружающей среды (-50+50), и до рабочей температуры двигателя (около +90). Как мы знаем из школьного курса физики, вязкость любых веществ меняется в зависимости от температуры. Так вот SAE как раз классифицируемый допустимые изменения вязкости в зависимости от температуры двигателя. Любой автомобилист которых хоть раз покупал моторное масло видел на упаковке загадочные цифры 5W40; 10W40; 0W30; 10W60 и так далее. Это и есть классификация SAE.

     Рассмотрим обозначение SAE на примере вязкости 5W40. 

       Буква W, которая стоит после первой цифры, от сокращения Winter (зима). Нужно понимать что имеется ввиду не зима как время года, а то, что цифра, которая стоит перед буквой W, обозначает вязкость масла при холодном (не прогретом) двигателе. Определить какая вязкость масла нужна именно вам исходя из первой цифры довольно просто. Нужно всего лишь отнять от первого числа 35 и мы получим температуру при которой масляный насос способен прокачать масло по системе. Например для вязкости 5W40, 5W30, 5W60 и т.д. эта температура будет 5-35= -30 С, для вязкости 10W40, 10W30, 10W60 соответственно 10-35= — 25 С, для масел 0W40, 0W30, 0W60, 0-35 = -35 С. Отсюда вывод: чем ниже первое число в классификации SAE тем легче будет пуск двигателя при низкой температуре. 

     Число же которое стоит после буквы W некоторые по аналогии с «зимней вязкостью» называют «летней вязкостью». Это название не совсем правильное и из-за этой путаницы нередко в магазинах можно услышать просьбу продать летнее масло. На самом деле под понятием «летней вязкости» имеется ввиду вязкость при рабочей температуре двигателя, и никакого отношения к температуре за бортом автомобиля эта вязкость не имеет, ведь рабочая температура двигателя всегда выше температуры даже самым жарким летом. Описывать же вязкость при температуре которая не является максимальной и минимальной для двигателя смысла нет.  Чем выше эта цифра, которая стоит после буквы W, тем более густым масло будет при рабочей температуре двигателя.

      Рассмотрим плюсы и минусы более густого и более жидкого масла

К плюсам густого масла можно отнести более прочную и толстую пленку, которая позволяет эксплуатировать двигатель на высоких оборотах без последствий, однако, густое масло обладает и существенным минусом ,из-за густоты, его очень тяжело прокачать, и масляный насос не рассчитанный на высокую вязкость, может просто не справится.

К плюсам более ждкого масла, можно отнести то, что оно обеспечивает легкость вращения деталей двигателя, т. к., но и тут есть существенный минус. Если двигатель не разработан для такого жидкого масла, то оно будет недостаточно защищать мотор.

       Так как же выбрать второе число вязкости для двигателя? Тут все не так просто, на какую вязкость рассчитан двигатель, знает только изготовитель двигателя, и рядовой потребитель не может наугад определить оптимальную вязкость. Но изготовители двигателя не делают тайны из оптимальной вязкости. В сервисной книге, которая прилагается к автомобилю, всегда есть информация о допусках моторного масла. Если же по каким то причинам вы утеряли сервисную книгу, то всегда можно получить информацию на сайтах производителях моторных масел. 

     Еще одна классификация моторных масел — API. В отличии от SAE, в API рассматривается не один параметр, а сразу несколько и из их совокупности складывается общая характеристика масла. Другими словами API-описывает категории качества масла.

     Внутри классификации разделяют три подкласса API-S для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей малой грузоподъемностью и API-C для дизельных двигателей коммерческого транспорта.

    Рассмотрим API-S, тут все просто, категории в API-S образуются двумя буквами. Первая буква S от слова Service, а вторая собственно описывает класс масла, чем она дальше по алфавиту от буквы A, тем класс масла выше.

  Существуют следующие классы (начиная от самых первых и устаревших и заканчивая самыми современными) SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN . Масла с классами SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, на сегодняшний день признаны устаревшими, хотя и продолжают выпускаться в некоторых странах. 

   Какое же масло залить?

Для безиновых двигателей ответ очень простой , масло более современных классов, можно заливать вместо устаревших, а вот наоборот нельзя. Например если у вас в сервисной книге прописан допуск не ниже SL, то можно заливать масла SL, SM, SN, а более низкосортные, SG, SH, SJ и т. д. ни в коем случае использовать нельзя.

Для дизельных двигателей, все не так просто, и классификацию API-C, мы опишем в другой статье

 

Синтетическое минеральное или полусинтетическое масло выбрать ?

     Больше всего споров на просторах интернета возникает о том, какое масло приобрести синтетическое минеральное или полусинтетическое. Давайте разберемся чем же отличаются эти масла. 

Начнем с минеральных. Главное достоинство этих масел их недорогая стоимость. Ну и пожалуй все, на этом плюсы заканчиваются.

К недостатком же можно отнести:

1) Минеральное масло крайне нестабильно, т.е. если вы заливаете масло в двигатель с вязкостью 15W40 через 5-10 тыс. вязкость может изменится на 20W30, что крайне негативно для двигателя.

2) Молекулы масла крайне не однородны, т.е. все молекулы разных размеров из-за этого увеличивается трение и износ двигателя.

3) Минеральное масло не способно удерживать в своем объеме тот нагар который оно отмыло, вся грязь отлагается на незадействованные узлы (масляный поддон и корпус двигателя). Именно эти отложения видели те, кто разбирал старые Жигулевские двигатели.

4) «Зимняя» вязкость минеральных масле не бывает ниже 10W, а в большинстве своем 15W, что делает их малопригодными для эксплуатации в зимних условиях.

5) Срок эксплуатации минеральных масел ниже чем у синтетических и полусинтетических

Обобщая вышеизложенное, минеральное масло можно описать как «дешево и сердито»

 

С синтетическими же маслами картина абсолютно зеркальная. Их основным  недостатком является относительно высокая стоимость. 

К достоинствам же можно отнести:

1) Синтетическое масло значительное стабильнее чем минеральное, т.е. вязкость масла остается постоянной на всем промежутке эксплуатации (при условии своевременной замены)

2) Молекулы синтетического масла однородны, т.е. имеют практически одинаковый размер, что уменьшает трение, соответственно уменьшается износ деталей

3) Нагар который отмывает масло, полностью остается внутри самого масла, и сливается вместе с маслом в момент замены. Соответственно двигатель остается чистым

4) «Зимняя» вязкость у синтетических масел начинается от 0W,  что делает их незаменимыми зимой. 

5) Срок эксплуатации синтетических масел намного больше чем минеральных.

 

Полусинтетические масла получают путем смешения минеральной и синтетической основы. В двух словах это что-то среднее между синтетическим и минеральным маслом. По стоимости полусинтетическое масло дешевле, чем синтетическое, но дороже чем минеральное. Характеристики же полусинтетического масла выше чем минерального, но ниже чем у синтетического.

 

Основные заблуждения

 

Давайте рассмотрим основные заблуждения которые встречаются на просторах интернета которые касаются моторных масел. 

1) В старые двигатели синтетическое масло лить категорически нельзя, оно исключительно для новых двигателе. Синтетическое масло более жидкое и вытечет из старого двигателя через сальники.

Давайте рассмотрим это заблуждение более подробно. Вязкость масла есть на упаковке, у синтетического масла самая распространенная вязкость это 5W40 у минерального 15W40 . Как мы видим, на самом деле по первой цифре вязкости можно сказать что минеральное масло более густое чем синтетическое, но не надо забывать, что первая цифра описывает вязкость масла на холодном двигателе, когда двигатель начинает работать масло еще больше разжижается, но и у минерального и у синтетического масла после прогрева двигателя вязкость становится равной 40 (по классификации SAE ) . 

     Отсюда можно сделать вывод , что раз масло при рабочей температуре двигателя имеет более низкую вязкость, чем при холодном двигателе (оно более жидкое) и эта вязкость и у минерального масла и у синтетического одинакова, то вытекать не должно ни минеральное ни синтетическое масло .

Однако на самом деле некоторые автолюбители сталкивались с тем, что после перехода с минерального масла на синтетическое , масло вытекало из двигателя. Это связано с тем, что сальники со временем рассыхаются , образуются трещинки, эти трещенки забиваются отложениями, которые минеральное масло не способно вымыть. Когда же мы заливаем синтетическое масло, оно вымывает эти «полезные» отложения, и через трещинки масло начинает вытекать. Но если вы постоянно эксплуатируете двигатель на синтетическом, или качественном полусинтетическом масле, вам боятся нечего…

2) Если вы хотите сменить минералку на синтетику, или наоборот обязательно использовать промывку, в противном случае масло свернется.

      Еще одно заблуждение которое загубило ни один двигатель, и заставило выбросить на ветер деньги множества потребителей. Ни один уважающий себя производитель двигателей и автомобилей, ни один добросовестный производитель масел, который поставляет масла на конвейер , не рекомендует промывать двигатель. Дело в том что промывочное масло, так же останется после слива, как и то которое мы хотели вымыть, и моющие присадки этого масла совершенно непредсказуемым образом может вступить во взаимодействия с присадками нового моторного масла. Кроме того , если промывка на самом деле «качественная» и начнет отмывать отложения которые скапливались годами, эти отложения легко могут забить масляные каналы, и тогда без капитального ремонта движка не обойтись. Поэтому пользоваться промывочным маслом крайне нежелательно.

     Если же все же возникает необходимость промыть двигатель, например если из-за некачественного масла на двигателе образовался нагар, или скопились отложения в поддоне из-за использования минерального масла, то нужно просто залить качественное масло и уменьшить межсервисный интервал. Т.е. другими словами если по сервисной книжке замена должна происходить каждые 8 000 км, производить ее каждые 4 000 км, пока двигатель не отмоется.

3) Можно продлить срок службы масла, доливая присадки.

Ни в коем случае не пользуйтесь никакими присадками. Производители присадок не могут знать состав вашего моторного масла, в результате пакет присадок который уже есть в масле, и пакет присадок который вы зальете в двигатель, может вступить в реакцию и нейтрализовать друг друга.

4) Качественное масло не должно темнеть со временем. Если масло темнеет значит оно горит.

На самом деле все наоборот, если масло темнеет , значит оно отмывает отложения на двигателе, которые образуются в процессе эксплуатации. А вот если масло не темнеет, значит оно не качественное, т. к. все отложения остаются в двигателе.

 

Приходите к нам в магазин, и наши менеджеры помогут выбрать оптимальное масло для вашего двигателя. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading...